Дорожный кодекс штата Сан-Андреас

Глава I
Общие положения​

Статья 1. Общие положения

1. Настоящий кодекс устанавливает единые правила дорожного движения, устанавливающие порядок дорожного движения.​

2. В кодексе используются следующие основные понятия и термины:​

1) "Шоссе" (или "Автомагистраль") - дорога, имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.​

2) "Велосипед" - транспортное средство, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей.​

3) "Велосипедист" - лицо, управляющее велосипедом.​

4) "Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. К водителю приравнивается обучающий вождению.​

5) "Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.​

6) "Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.​

7) "Дорожное движение" - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.​

8) "Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.​

9) "Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования (автобус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.​

10) "Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на велосипеды.​

11) "Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, имеющее двигатель внутреннего сгорания и способный развивать скорость не более 130 км/ч. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.​

12) "Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство максимальная конструктивная скорость превышает 130 км/ч. К мотоциклам приравниваются квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.​

13) "Населенный пункт" - территория с плотной жилой застройкой.​

14) "Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.​

15) "Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).​

16) "Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.​

17) "Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.​

18) "Опасность для движения" - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.​

19) "Опережение" - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.​

20) "Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.​

21) "Островок направляющий" - элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.​

22) "Парковка (парковочное место)" - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств.​

23) "Пассажир" - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).​

24) "Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.​

25) "Перестроение" - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения​

26) "Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной дорожке и не производящее на них работу.​

27) "Пешеходный переход" - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу.​

28) "Полоса движения" - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.​

29) "Преимущество (приоритет)" - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.​

30) "Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге, но не являющаяся ей, и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия, зоны погрузки/выгрузки и тому подобное).​

31) "Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.​

32) "Стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.​

33) "Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части либо конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги от дороги, либо отделенный от них газоном.​

34) "Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.​

35) "Участник дорожного движения" - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.​

3. Участники дорожного движения обязаны соблюдать положения настоящего Кодекса, а также выполнять распоряжения правоохранительных органов, действующих в пределах предоставленных им прав.​

4. На всех дорогах штата Сан-Андреас установлено правостороннее движение транспортных средств. ​

Глава II
Назначение наказания​

Статья 2. Назначение наказания

1. Лицу, признанному виновным в совершении правонарушения, назначается наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и с учетом положений Общей части настоящего Кодекса.​

Статья 3. Освобождение от ответственности

1. Правоохранительная деятельность в рамках текущего кодекса должна иметь предупредительных характер, а не карательный. Если нарушение Дорожного Кодекса незначительное, а лицо, совершившее нарушение, сотрудничает и кооперируется с сотрудником правоохранительной службы, то такой сотрудник имеет право ограничиться устным замечанием.​

2. Сотрудники государственных структур не несут ответственность за нарушение положений текущего кодекса, в случае несения службы на государственном автомобиле, если нарушения несли в себе необходимый для выполнения должностных обязанностей характер.​

Статья 4. Виды наказаний

1. За нарушение настоящего кодекса могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:​

1) Штрафная санкция в виде денежного взыскания в пользу государства;​

2) Изъятие прав на управление наземными видами транспорта.​

3) Предупреждение.​

4) Эвакуация транспортного средства в случае отсутствия владельца около Т/С более 2-х минут и невозможности назначить другую штрафную санкцию.​
Примечание: В случае если Т/C создает помеху или нарушены правила парковки.​

Статья 5. Ответственность при совокупности нарушений

1. При совершении лицом нескольких нарушений Дорожного кодекса наказание назначается за каждое совершенное правонарушение.​

Статья 6. Сумма штрафа

1. Предельная сумма штрафа за совокупность нарушений Дорожного кодекса не может превышать сумму в 50.000$.​

2. Сумма штрафа зависит от степени тяжести совершенного правонарушения.​

Статья 7. Подведомственность

1. Привлечение к административной ответственности за нарушение настоящего Кодекса осуществляется сотрудниками LSPD, LSSD, прокуратурой и судом.​

Статья 8. Уклонение от проверки

1. Водитель должен предъявить и передать по первому требованию сотрудника правоохранительных органов свою лицензию на вождение транспортного средства (ТС) с соответствующей категорией, а также тех. паспорт. В случае отказа, уклонения или ухода от проверки, а равное отказом в предоставлении документов, лицо привлекается к уголовной ответственности по статье 17.6 УК СА.​

Статья 9. Уклонение от ответственности

1. В случае отказа от от уплаты штрафа, лицо привлекается к уголовной ответственности по статье 17.7 УК СА.​

Статья 10. Лишение права управления транспортным средством

1. При нарушении водителем транспортного средства 3-х и более статей настоящего кодекса, сотрудник, уполномоченный привлекать к ответственности за нарушение настоящего кодекса, вправе изъять лицензию на вождение.​

Глава III
Обязанности водителя​

Статья 11. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков

1. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков влечет административную ответственность в виде штрафа в размере 15.000$.​

Статья 12. Эксплуатация транспортного средства без регистрации государственного регистрационного знака

1. Эксплуатация транспортного средства без регистрации государственного регистрационного знака в специализированной базе LSPD влечет наложение административного штрафа в размере 25.000$.​

Статья 13. Эксплуатация мотоцикла

1. Эксплуатация мотоцикла без шлема влечет наложение административного штрафа в размере 5.000$.​

Статья 14. Авария

1. При аварии, водитель обязан:​

1) немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию;​

2) при аварии в которой погибли или ранены люди, водитель обязан оказать первую помощь и вызвать скорую помощь EMS и сотрудников региональных правоохранительных органов;​

3) освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры.​

2. Нарушение данной статьи влечет за собой наложение административного штрафа в размере 10.000$​

Статья 15. Разрешение дорожных споров

1. Если в результате аварии причинен вред только имуществу, водители по обоюдному желанию могут освободить проезжую часть зафиксировав средствами фотосъемки положение транспортных средств по отношению друг к другу. Выплата компенсации за причиненный ущерб возлагаются на виновника аварии.​

2. Водители по обоюдному согласию, могут договориться о том кто виновник аварии и о количестве выплате за причиненный ущерб виновником аварии.​

3. Если водители не договорились о том кто виновник аварии, то участники аварии должны вызвать на место уполномоченные правоохранительные органы, либо приехать в местный департамент правоохранительной службы, предварительно зафиксировав средствами фотосъемки расположение автомобилей друг к другу во время аварии.​

Статья 16. Управление ТС в состоянии алкогольного опьянения

1. Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, которое исчисляется более чем 0,008 промилле (разрешается выпить 1 бутылку пива) влечет наложение административного штрафа в размере 15.000$ и изъятие лицензии на вождение.​

Статья 17. Управление ТС в состоянии наркотического опьянения

1. Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии наркотического опьянения влечет наложение административного штрафа в размере 15.000$ и изъятие лицензии на вождение.​

Статья 18. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды, езды на скутере/мопеде) влечет наложение административного штрафа в размере 10.000$.​

Статья 19. Передача управления транспортным средством лицам, не имеющим права управления ТС

1. Передача управления транспортным средством лицам, не имеющим права на вождение автомобиля (лицу без лицензии, под алкогольным или наркотическим опьянении) влечет наложение административного штрафа в размере 20.000$ для владельца транспортного средства.​

Статья 20. Колонны и кортежи

1. Пересечение или занятие места в организованных колоннах или кортежах влечет наложение административного штрафа в размере 15.000$.​

Статья 21. Использование телефона во время вождения

1. Пользование телефоном во время управления транспортным средством влечет наложение административного штрафа в размере 15.000$.​

Статья 22. Создание водителем опасности для движения

1. Совершение водителем действий, способствующих созданию опасности для движения, которые выражается в:​

1) Невыполнение требования уступить дорогу во время перестроения (подрезание);​
2) Несоблюдении безопасной дистанции;​
3) Резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения аварии;​
4) Препятствовании обгону.​

2. Нарушение части 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа до 20.000$.​

Глава IV
Специальные сигналы​

Статья 23. Спец. транспорт с маячком синего или красного цвета

1. Водители транспортного средства с маячком синего или красного цвета могут отступать от требований дорожной разметки и знаков исключительно в случаях исполнение служебных обязанностей, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или может привести к совершению правонарушения, при условии обеспечения безопасности движения и нанесении минимального урона окружению.​

Статья 24. Спец. транспорт с маячком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом

1. Водители транспортного средства с маячком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом имеют приоритет перед другими участниками дорожного движения исключительно в случаях исполнение служебных обязанностей, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или может привести к совершению правонарушения, при условии обеспечения безопасности движения и нанесении минимального урона окружению.​

Статья 25. Непредоставление преимущества спец. транспорту

1. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству с включенными проблесковым маячком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом влечет наложение административного штрафа до 15.000$.​